«Мир Марины Цветаевой»
Исаак Левитан
Живопись
Художники
Объединения
Выставки
Книжная графика
Течения
Исследования

Разделы
Поэзия
Литературные течения
Журналы и издательства
Живопись
Артистические кафе и театр
Воспоминания
Исследования

Исаак Левитан Исаак Ильич Левитан
1861—1900

Исаак Левитан — выдающийся пейзажист.
Родился в Литве в бедной еврейской семье. С 1873 г. учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, в 1876 г. — у А.Саврасова, затем у В. Поленова. В 1891 г. присоединился к «передвижникам». Левитан — мастер совершенно особого камерного, лирического пейзажа. В его картинах широта и беспредельность российского пространства соединилась с глубоко личным и национальным трагическим ощущением реальности. Тревога, скорбь и меланхолия сделали левитановские картины «пейзажами настроения». Еще при жизни художника многие отмечали, что его искусство бесспорно принадлежит русской культуре, но, с другой стороны, «левитановская грусть» имеет в своей основе «вековую еврейскую тоску о потерянном рае». К. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хотел выразить грусть». Левитан «любил тайную печаль», он всегда искал «мотива и настроения» и «где меньше людей... постоянно впадал в меланхолию, часто плакал»1. В поздних произведениях Левитан достиг утонченности, близкой пленэрной живописи французских импрессионистов. Однако его поэтическое искусство было сковано академической школой, натурализмом передвижнической традиции, что особенно заметно в «предметном», «неживописном» использовании цвета и слабости композиционного мышления. П. Муратов писал в 1907 г., что пейзажи К. Моне и других западных живописцев «много вернее, совершеннее и сильнее, чем пейзажи Левитана. Но там холодный анализ, работа пытливого, наблюдательного ума, здесь нежный лиризм, исповедная песня души»2. Наслаждаясь созерцанием левитановских картин, понимаешь, что их красота — не в живописном и не в пластическом начале, она совсем иного, эмоционального, внехудожественного свойства. Пейзажи Левитана неживописны и некомпозиционны, как и большинство произведений в истории русского искусства XIX века, но и не назидательно-литературны. Они художественно нейтральны. В силу своего происхождения Левитан с трагической нотой показал поэтичность русского пейзажа так же, как и неспособность его художественно оформить, создать образ и стиль. На фоне этой нейтральности так пронзительно и звучит красота русской природы. Ведь именно Левитану принадлежат слова: «Только в России может быть настоящий пейзажист». Элегическое начало, «музыкальность души» художника, перенесенные на природу, получили также свое определение: «левитановский пейзаж», которое чаще употребляется по отношению к реальному пейзажу, а не к живописному произведению. Неизлечимая болезнь сердца, меланхолия, «незащищенность» души и личные неурядицы привели художника к трагическому концу. Он покончил с собой. Последователем Левитана одно время называли художника А. Маневича. В 1898—1900 гг. Левитан преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Среди учеников Левитана был П. Петровичев.


1. К. Коровин вспоминает... М.: Изобраз. искусство, 1990, с. 106. См. также: Левитан И. Воспоминания и письма. М.: Искусство, 1950; 1956.
2. Муратов П. О живописи. «Перевал», 1907, № 5, с. 44.

Информация
Мир МЦ
Серебряный век
Писатели
Словари
Персоналии
Поиск по сайту
Ссылки
Гостевая книга
Уголок библиофила




Проект: «Мир Марины Цветаевой». Координатор проекта: Ф. Левичев, 1999—2000.
© Дизайн: FTdesign, 2000.