|
Иван Яковлевич Билибин
18761942
Иван Билибин русский художник-стилист, график, театральный декоратор, педагог. Родился в Петербурге. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1895-1898 гг. учился в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у Я. Ционглинского, затем в Мюнхене у А. Ашбе, в 1898-1900 гг. у И. Репина в студии М. Тенишевой в Петербурге. Но живопись его привлекала мало. В 19021904 гг. по заданию Русского музея Билибин собирал фольклор, произведения народного искусства. Затем увлекся иллюстрированием русских сказок. С 1900 г. участвовал в выставках «Мира искусства». В 1916 г. стал председателем объединения. Билибин представитель младшего поколения мирискусников, полностью обратившихся к книжной графике. К концу 1900-х гг. сформировался характерный «билибинский стиль» иллюстраций к народным сказкам с его особенными графическими приемами, почерпнутыми у русского лубка, современного французского и японского искусства. В 1902 г. Билибин женился на англичанке, художнице М. Чемберс, подолгу работал в Англии. С 1904 г. постоянно оформлял театральные постановки, в том числе для С. Дягилева. В 1907-1917 гг. преподавал в школе Общества Поощрения художеств в Петербурге. После революции эвакуировался в Крым, затем в Египет. Под влиянием Билибина и с его помощью работала в книжной графике Л. Чирикова-Шнитникова, уехавшая с ним в 1920 г. в Каир. В 1923 г. в Каире Билибин женился на художнице А. Щекотихиной-Потоцкой, с которой в 1925 г. переехал в Париж. В 1927 и 1934-1935 гг. работал в Праге. Постепенно преодолевал поверхностную стилизацию ранних работ и приходил к более изысканным графическим решениям, как например, в иллюстрациях к русским былинам, часть из которых была им выполнена уже в эмиграции (1909-1930). В зрелый период своего творчества Билибин почти не занимался живописью маслом, но много рисовал с натуры и писал акварелью. Он график от природы. Отсюда и стилизация, которая привела Билибина в театр и полиграфию. Главная задача для Билибина всегда заключалась в эстетизации графических средств и приемов; этот художник был прежде всего «оформителем» и всегда рассчитывал на типографское воспроизведение рисунка, ценя его выше, чем оригинал. Несмотря на то, что внешне творчество Билибина противостояло западнической ориентации большинства мирискусников, слишком заметна у него некая аристократическая отчужденность, «нерусскость» его игры «в лубок» с явными влияниями английской графики и французского Ар Нуво, особенно в поздних произведениях. Билибин вообще был «западным человеком». Бенуа утверждал, что в «билибинском стиле больше западной дисциплины, чем российской распущенности 1. Не случайно парижские работы художника, иллюстрации к французским сказкам (1932), не менее эффектны, чем к русским. В 1936 г. Билибин вернулся на родину. Преподавал графику в Ленинграде, в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, работал в театре. Скончался в блокаду. Сын Билибина от брака с М. Чемберс Александр Иванович Билибин (1903-1972) театральный художник, с 1917 г. жил в Англии. Работал с отцом в Париже и Праге. Последняя жена Билибина Попова Елена Сергеевна (1891-1974) -художник-прикладник.
|
1. «А Бенуа размышляет...» М., «Советский художник», 1968, с.206.
|
|
|