Николай Максимович МИНСКИЙ

(настоящее имя — Николай Максимович Виленкин)



Минский — псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина.

Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоял присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты.

В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским, Гиппиус, Розановым и другими «богоискателями», основал «Религиозно-философское общество». В 1905 г. стал, вместе с Горьким во главе «большевистской» социал-демократической газеты «Новая Жизнь» и написал «Гимн рабочих» на тему: «Пролетарии всех стран соединяйтесь». За первые же номера «Новой Жизни» Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в «Утро России». Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в «Утро России». Минский выступил в печати в 1876 г., в «Новом Времени», стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В «Вестнике Европы» (1877, № 1) он поместил большую поэму «На родине», посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы «Белые ночи» (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом «гражданственности». В «Белых ночах» отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: «При свете совести». Здесь изложена философско-религиозная система «меонизма», позднее разработанная Минским также в трактате: «Религия будущего» (1905). «Меонизм» исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной «святыней» может быть только «внежизненная правда», только небытие — «меон» (греч. me on — не существующее: термин Платона) или «меоны», так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории — совесть, инстинкт самопожертвования, вера — имеют свою противоположность в понятии о их небытии. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, «меонизм» не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм «абракадаброй». Большая публика просто не заметила «меонизма», и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству — вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в «Новостях», в «Мире Искусства». Главное «меоническое» произведение минского — драма «Альма», с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение «Как сон, пройдут дела и помыслы людей» бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно «меонична» в нем только одна туманная строка «и жажда жгучая святынь, которых нет». Проникающая элегию «тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья» представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что «забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся». На рубеже двух периодов своих настроений Минский написал несколько вещей, чуждых специфической «гражданственности» и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма «Прокаженный», такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма «Гефсиманская ночь». Запрещенная цензурой, «Гефсиманская ночь» в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: «награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь — одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже». И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма «Город мертвых», с ее осуждением «языческого» отношения к жизни; такова поэма «Свет правды», где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде. Минский — поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли («Королева Мод» и «Аластор»), ряд пьес Шекспира и Мольера (в «Библиотеке великих писателей», под ред. С.А. Венгерова), и всю «Илиаду» (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: «Железный призрак» («Русская Мысль», 1909, № 2), «Малый соблазн» (Альманах «Шиповника», 1910) и «Хаос» («Новая Жизнь», 1912, № 12), посвященная изображению огромной «власти вещей» в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: «На общественные темы» (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в «Литературе ХХ в.», под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров.






Персоналии
Николай Минский

Проект: «Мир Марины Цветаевой». Координатор проекта: Ф. Левичев, 1999—2000.
© Дизайн: FTdesign, 2000.